|
Обувь классицируют по конструкции и внешнему виду. Конструкцию обуви определяет внутреннее устройство обуви, наличие в ней определенных деталей и их взаимное расположение. Конструктивно современная обувь подразделяется по следующим признакам: виду, внутренним размерам и форме, материалу, наличию, размерам и форме деталей, способу их соединения, по историческим типам. Наиболее часто термин конструкция обуви употребляется для обозначения разновидностей, отличающихся расположением и способом соединения различных деталей в обуви.
Различают пять основных групп обуви: сандалии, туфли, полуботинки, ботинки и сапоги:
Сандалии - бесподкладочная обувь. Верх которой частично закрывает тыльную поверхность стопы. Сандалиями называются все виды ремешковой обуви.
Туфли - обувь, берцы которой ниже лодыжки, при этом заготовка верха не полностью закрывает тыльную поверхность
Полуботинки - обувь с берцами, имеющими приспособление для крепления на ноге. Верх закрывает всю тыльную поверхность стопы. Обувь, берцы которой ниже лодыжки и заготовка закрывает тыльную поверхность стопы.
Ботинки - обувь с верхом, закрывающим всю тыльную поверхность стопы; берцами, закрывающими лодыжки или доходящими до начала икры, и приспособлениями для ее закрепления на стопе.
Сапоги - обувь с высокими голенищами, закрывающими стопу, голень, а иногда и бедро. Женские модельные сапоги называют сапожками.
Обувь может быть изготовлена из всех типов кожи, употребление которых определяется соответствующей моделью, типом обуви (спортивная обувь или элегантная обувь), для кого она изготовлена - мужская или женская обувь. Существуют следующие типы кожи: гладкая кожа, жированная кожа, лакированная кожа, тесненная кожа, замша, нубук и велюр.
Основные материалы, применяемые для верха и низа обуви:
- Шевро - кожа хромового дубления, выработанная из козлины; - Шеврет - кожа хромового дубления, выработанная из овчины; - Замша - кожа жирового дубления, выработанная из оленьего опойка или овчины. - Опоек - шкура теленка, не освоившего растительную пищу, с первичным волосяным покровом, независимо от массы; - Овчина - шкура овец. - Нубук - ворсистая кожа хромового дубления с подшливованной мелкозернистыми абразивными материалами лицевой поверхностью. - Напплак - особо тонкая лакированная кожа повышенной эластичности, выработанная из шкур крупного рогатого скота.
Материалы подошвы:
- Кожволон - подошвенная резина с аналогичными коже твердостью, толщиной, пластичностью. - Эластомер - высокомолекулярное соединение с высокой пластичностью - Полиуретан - синтетический материал отличающийся легкостью и эластичностью. - ПВХ - поливинилхлорид - эластичный, пористый, легкий, в основном применяется в летней обуви. - Резина обувная - эластичный материал, образующийся в результате вулканизации каучука. Различают пористые и непористые.
Способы прикрепления низа обуви к верху с помощью винтов, гвоздей, шпилек, ниток, клея. Подошву прикрепляют к верху обуви и стельке, ранту, обтяжке платформы. Разделяют следующие группы крепления:
- Химические - клеевой, горячей вулканизации, литьевой;
- Механические - ниточные и винтово-гвоздевые;
- Комбинированные.
К ниточным методам относят: рантовый, рантово-прошивной, рантово-скобочный, строчечно-рантовый, полусандальный, сандальный, прошивной, бортовой и др.
К комбинированным - рантоклеевой, строчечно-литьевой, штробельный, "калифорния" и др.
Украшение деталей верха обуви — это настоящий полет фантазии. Первое условие — сочетание цветов материалов. Но применяют и много других «изысков». Делают строчку декоративных и выпуклых линий, перфорацию, тиснение, тонирование. Используют также метод печати через фольгу. Иной раз прикрепляют какие-либо декоративные элементы. Перфорация — это «затейливые дырочки». Мастера пробивают на деталях верха обуви отверстия различных форм: круглой, овальной, трехгранной, квадратной, прямоугольной. Эти «дырочки» затейливых конфигураций освежают как натуральную, так и искусственную кожу.
В модельной обуви используют сложную перфорацию, а в повседневной — более простую. Тиснение - это нанесение углубленного или рельефного изображения на детали верха обуви. Оно выполняется узорной плитой. Тиснение — великий мистификатор. Легко может создать иллюзию фактур кожи крокодила, змеи, ящерицы.
Тонирование — нанесение краски с постепенным изменением тона. Печать через фольгу переносит красочный слой с фольги на верх обуви. Здесь применяется метод горячего тиснения. При таком Тонирование получают многоцветные детали из кожи и мягких искусственных материалов. |
|